пресс-релизы, анонсы, события

04.06.2021

Аналитики назвали основные тенденции в сегменте частных инвестиций рынка новостроек

04.06.2021

«Пороговым» значением привлекательности первичного рынка жилья для «инвестиционных» сделок является рост цен на 6% в год. А вот льготная ипотека частных инвесторов не заинтересовала. Сегодня доля инвесторов на первичном рынке оценивается в 9-12%, средняя доходность от вложения в новостройки составляет 25% (за весь период владения). При этом во второй половине 2021 года квартиры от инвесторов могут составить до 20% в объеме предложения на первичном рынке жилья.

К таким выводам пришли специалисты аналитического сервиса Пульс Продаж Новостроек на основе анализа 1,3 млн. сделок в 803 проектах в Москве, Новой Москве (далее НМ), Московской области (МО), Санкт-Петербурге (СПб) и Ленинградской области (ЛО) за период с 2015 по 2021 гг.

Основной задачей исследования было выявление основных тенденций сегмента частных инвестиций в новостройки и параметров, которые определяют поведение инвесторов, а также средней доходности инвестиций в регионах с максимальным объемом строительства жилья. Для анализа использовалась информация по сделкам в Московском и Санкт-Петербургском регионах, поскольку именно там сосредоточен основной объем нового жилья и денег. В качестве временной отсечки был взят период после кризиса 2014 года.

При этом сделка считалась инвестиционной, если объект приобретался физическим лицом и перепродавался до момента ввода в эксплуатацию. «Такой подход позволяет определить основные тенденции, происходящие в инвестиционном сегменте первичного рынка, — уверен Артём Советников, директор Пульса Продаж Новостроек. — Хотя, конечно, некоторые инвесторы „выходят в деньги“ уже после сдачи или даже заселения дома, рассчитывая на ценовой скачок после получения права собственности».

Средняя доходность новостроек за весь период инвестирования (в среднем 17 мес.) составляет 25%, после вычета НДФЛ (13%) и брокерской комиссии (2%) доходность снижается до 19%.

По итогам исследования аналитики компании выделили несколько тенденций.

Инвесторам не нужна льготная ипотека

При покупке квартиры в новостройке с целью извлечения прибыли, 81% оплачивают полную стоимость из собственных средств, и лишь 19% используют ипотечный кредит. И этот фактор существенно отличает поведение инвестора от покупателя, приобретающего квартиру для себя. Более того, даже льготная ипотека не сделала покупку в кредит привлекательной для инвесторов.

«Сравнительная динамика изменения доли ипотечных сделок показывает, что инвесторы практически не отреагировали на льготную ипотеку — доля заёмщиков с её введением не изменилась, оставшись на уровне 19-21%, — коментирует Артём Советников. — Такие данные вполне ожидаемы. Ведь главная задача сделки — получение прибыли. Тогда как обслужиание кредита „съедает“ значительную часть этой самой прибыли».

Инвестиционные квартиры продают за год до ввода

Абсолютное большинство покупателей (65%), которые планируют спекулятивную перепродажу недвижимости в новостройке, приобретают объект вскоре после выхода предложения на рынок. В «старой» Москве инвесторы совершают сделку в среднем в первые 4 месяца со старта продаж, в НМ, МО, СПб и ЛО — 5 мес., при этом в проектах более высокого класса — бизнес, премиум и элит — этот период составляет в среднем 6 мес.

Срок до продажи лота в большинстве случаев колеблется от 8 до 21 месяца: в этот период 59% инвесторов реализовали свои объекты. Средний период удержания составляет 17 мес.

Впрочем, инвесторы от недвижимости в большей степени ориентируются не на срок владения объектом, а на срок ввода новостройки в эксплуатацию. По данным Пульса Продаж Новостроек, массовый выход инвесторов из проекта наблюдается за год до ввода.

«Этот период является оптимальным сразу по нескольким причинам, — рассказывает Артём Советников. Во-первых, к этому моменту вымываются наиболее интересные предложения, что позволяет инвестору реализовать свой продукт в короткие сроки и по максимальной цене. Во-вторых, после завершения строительства „коробки“ темп роста цен существенно замедляется. В-третьих, есть возможность использовать известность проекта и рекламную кампанию застройщика, которая прекратится, когда девелопер реализует весь имеющийся у него объем квартир».

«Триггерный» прирост цен для инвесторов — 6%

Рост цен на рынке жилья в целом — один из основных критериев при принятии решения об инвестиционной покупки. Исследование показало, что «пороговым значением», превышение которого приводит к резкому скачку доли инвесторов на первичном рынке, является среднегодовой прирост цен продажи в 6%.

Так, при среднегодовом приросте цен по сделкам до 6%, доля инвесторов составляла 4-5% в Московской агломерации и 2-4% в Санкт-Петербургской. В то же время при подорожании квадратного метра больше, чем на 6% в год, доля инвесторов вырастала 9-12% и 8-9% соответственно.

«Например, в начале 2020 года, когда прирост цен в московском регионе почти остановился и составлял менее 1% в год, доля инвесторов была на уровне 5%. Однако, уже в конце лета, когда новостройки дорожали быстрыми темпами, и в пересчете на годовой прирост это подорожание превысило 6%, доля инвесторов составила, как минимум 12%, — рассказывает Артём Советников. При этом реальное количество инвестиционных сделок может оказаться еще больше: очевидно, что на момент исследования еще не все инвесторы, купившие объекты во второй половине 2020 года, успели их продать. Напомним, критерием инвестиционной сделки в нашем исследовании была продажа купленной квартиры».

Высокие темпы роста цен в 2020 году и снижение доходности банковских депозитов — всё это стимулировало приток инвесторов на рынок новостроек. В 2021-2022 годах, по прогнозу аналитиков Пульса Продаж Новостроек, рост цен будет не столь динамичен и, вероятнее всего, доля инвесторов снизится — в Московской агломерации до 7%, в Санкт-Петербургской — до 6%.

Учитывая, что средние сроки инвестирования составляют 17 месяцев, вероятнее всего, во второй половине 2021 года на рынок активно начнут поступать квартиры от инвесторов. Их оценочная доля в объёме продаж составит 12-20%, что станет значительным конкурентным давлением на рынок в условиях сужающегося спроса.
Поделиться:


----
Новикова Мария (PR менеджер)
novikova@promo-realty.ru


Все афиши